Наши клиенты знают, что такое профессиональный PR!
МЕДИАСТИЛЬ 121353, Москва
Сколковское шоссе, д.31, корпус 2
тел.: +7 495 280 7882
e-mail: info@mediastl.ru
РАСО


ПОРТФОЛИО





НАШИ УСЛУГИ




Стратегия и тактика коммуникационных кампаний
Информационные и аналитические исследования
Управление репутацией
Медиа-коммуникации
Кризисное реагирование
Спецмероприятия и выставочная деятельность
Внутрикорпоративные коммуникации
Визуальная продукция и рекламные услуги

О НАС


Наши цели:

формирование позитивной репутации;
гармонизация общественных отношений;
рост благосостояния наших Клиентов.

О компании

Отзывы клиентов

Работа в регионах

Статьи и кейсы

Партнеры

Контакты

sect_counter


Яна Базылева, старший менеджер PR-агентства «Медиастиль»

PR И СПОРТ: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ!

История взаимодействия PR и спорта насчитывает уже несколько тысячелетий. Рассмотрим этот процесс на примере интеграции спорта в политическую жизнь общества.

В Древней Греции он являлся неотъемлемой частью государственной политики. Полис нуждался в сильных воинах, способных защищать свой город в пешем строю с тяжелым вооружением в руках, поэтому занятия гимнастикой стали обязательным элементом воспитания каждого свободного гражданина. В обществе подчеркивалась "престижность", "элитарность" занятий спортом.

Возможности применения спорта в политике расширились в Древнем Риме, когда спортивные соревнования стали неотъемлемой частью знаменитой формулы власти над толпой: "хлеба и зрелищ!". Они выполняли несколько иную, чем в Древней Греции, функцию: носили характер шоу и, в сочетании с бесплатными раздачами хлеба, являлись элементом политических кампаний. Несмотря на то, что очень часто спортивные соревнования в Древнем Риме были кровавыми, они все же служили инструментом выплеска энергии плебса в более-менее мирное русло.

До конца 19 века спорт активно не задействовался в политическом процессе, поскольку был привилегией немногих. Тем не менее, кулачные бои, иные силовые спортивные соревнования на народных гуляньях были средством "выхода пара", популярным народным развлечением, отвлекающим от социально-бытовых проблем и противодействующим бунтам. В англо-говорящих странах в это время под словом "спорт" понимали в основном публичные соревнования на площадках. По сути, спортивные соревнования были одной из разновидностей зрелища, которое собирало зрителей ничуть не меньше, чем публичная казнь преступника.

С конца 19 века спорт стал стремительно развиваться. Вместе с ростом общего уровня политизации общества возросла и взаимосвязь спорта и политики. Новые политические партии и общественные движения начали устанавливать тесные контакты со спортивными командами и обществами.

БОРЬБА СИСТЕМ

ХХ век окончательно утвердил спорт как важнейшую составляющую политико-пропагандистской деятельности. Особенно ярко это проявлялось на межгосударственном уровне. Во многом слияние политики и спорта произошло благодаря соперничеству, которое обострилось между ведущими мировыми державами. В спорте вновь, как и в Древней Греции, появился оттенок милитаризма. Практически во всех тоталитарных станах культивировалась идея развития спорта как подготовки к будущей войне. В тридцатые годы в Советском Союзе большую популярность приобрели силовые виды спорта. В Веймарской Германии возникли политические спортивные кружки, которые затем стали основой для радикальных политических группировок.

Еще до прихода к власти Адольфа Гитлера местом проведения Олимпийских игр 1936 года был избран Берлин. Хорошо понимая политическое значение Олимпиады и ее широкие возможности для демонстрации успехов нацистского режима, Гитлер отнесся к предстоящим Играм со всей серьезностью.

На проведение Олимпиады нацистское правительство выделило 25 млн. рейхсмарок, причем эти средства были направлены не только на строительство спортивных сооружений, но и на агитационно-рекламное сопровождение мероприятия. Показательно, что за три недели до их начала в стране была запрещена какая-либо антисемитская пропаганда.

Немецкие спортсмены, завоевавшие медали на играх, были активно задействованы в агитационной кампании нацисткой партии. В первый же день Олимпиады атлеты Ханс Вёльке и Герхард Шток были приглашены в ложу фюрера для личного поздравления и конечно - для совместных фотографий, которые разошлись по всему миру. Впоследствии снимки победивших на Олимпиаде немецких спортсменов еще долго использовались в агитационных материалах национал-социалистической партии Германии.

В то же время, в ходе Олимпиады Адольф Гитлер активно использовал и свой личностный ресурс для пропаганды арийских ценностей. Если медали доставались "не арийцам", а евреям либо чернокожим спортсменам, он демонстративно покидал стадион.

Политики ХХ века очень хорошо понимали возможности спортивных мероприятий для популяризации своих идей. Человеку, который находится в состоянии эмоционального возбуждения, являющимся частичкой стадионной толпы, транслировать необходимые сообщения значительно легче.

Чтобы представить, какой насколько сильный эмоциональный заряд могут нести в себе спортивные соревнования, можно вспомнить знаменитый "Матч смерти" в оккупированном фашистами Киеве, когда футбольная команда "Динамо" разгромила команду нацистских чемпионов "Люфтваффе". Стадион был оцеплен немецким конвоем, но финальный гол в немецкие ворота дал возможность киевлянам, присутствовавшим на стадионе, почувствовать себя не просто свободными людьми, но и победителями. Игроки "Динамо", принимавшие участие в этом матче, были отправлены в концлагеря и расстреляны, но общественный резонанс немцам сдержать не удалось. Победа над фашистской командой дала огромный пропагандистский эффект, подняла боевой дух всех советских людей.

В ХХ веке постепенно во всем мире спорт начал превращаться в борьбу политических группировок, которые контролировали различные спортивные клубы.

В межгосударственных отношениях взаимоотношения спорта и политики также претерпели значительную трансформацию. После окончания второй мировой войны спортивные соревнования стали проекцией борьбы между двумя сверхдержавами: холодная война вслед за политикой затронула и спорт. Спортивные рекорды сразу же становились объектом политических спекуляций.

Особенно ярко противоборство двух полярных политических систем проявилось во время проведения Олимпиад 1980 и 1984 года, когда США и Россия обменялись друг с другом бойкотом Игр, проходивших на территории стран-соперниц, используя эти события как эффектную политическую акцию.

Характер взаимосвязей "политика - спорт" в СССР можно оценивать по-разному. С одной стороны, Коммунистическая партия уделяла исключительное внимание развитию спорта, с другой - спорт был жестко подчинен политической линии государства, не имея возможности влиять на политический процесс.

На всех международных соревнованиях перед началом игр команду инструктировали не только тренеры, но и партийные инструкторы. Победы и поражения команд имели политическое значение. Когда на Олимпиаде 1952 года сборная СССР проиграла матч идеологически неверным югославам, базовый клуб Олимпийской сборной - ЦДКА попросту был распущен, а тренеры команды были лишены званий и едва избегли участи оказаться в лагерях.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В современном мире точек соприкосновения спорта и политики становится все больше и больше. Рассмотрим только некоторые из них.

Использование армии болельщиков в качестве агитационной сети

Классической политической технологией стал успешный проект, реализованный в начале 1994 года крупнейшим итальянским бизнесменом и медиа-магнатом Сильвио Берлускони - создание политической партии на основе клубов болельщиков команды "Милан". Клич болельщиков этой команды: "Forza Italia" (Вперед, Италия!), стал названием новой партии, футбольные клубы превратились в избирательные штабы, а сами болельщики стали мощнейшей агитационной сетью. В агитационных материалах и политической риторике новой партии доминировала футбольная лексика.

На мартовских выборах 1994 года "Forza Italia" добилась просто невероятного для новичка результата - заняла первое место, получив 21 % голосов. Благодаря этой победе Сильвио Берлускони удалось сформировать коалиционное правительство. Хотя спустя всего 226 дней левые силы вынудили Берлускони подать в отставку, обвинив в коррупции, на численности сторонников его партии это не слишком отразилось. На майских выборах 2001 года "Forza Italia" получила уже около 30 % голосов. Учитывая итальянскую многопартийность, результат просто грандиозный. Тем не менее, он легко объясняется тем, что в то время, как оппоненты Берлускони оперировали аргументами социально-экономического характера, лидер "футбольной" команды аппелировал к эмоциям избирателей.

Политика на спортивных мероприятиях

Используются различные стратегии продвижения политиков и политических сил во время проведения спортивных соревнований. Некоторые партии, предпочитают организовывать собственные спортивные события. Например, "Единая Россия" часто организовывает спортивные соревнования по футболу, волейболу, плаванию, многим другим видам спорта. Однако такую стратегию могут позволить себе только действительно очень крупные партии. Другие - ограничиваются "встраиванием" бренда своей партии в уже проводимые спортивные мероприятия: одевают болельщиков в футболки со своими эмблемами, распространяют сувениры с партийной символикой и агитационные материалы, размещают свой рекламный щит на поле, выступают с приветственным словом перед началом соревнований и тому подобное.

Экспансия спорта в политику

Одним из первых успешных вхождений спортсменов в большую политику в истории современной России, стало участие рекордсмена мира по тяжелой атлетике Юрия Власова в Президентской кампании 1996 года. В условиях жесткой информационной блокады по количеству голосов, отданных за его кандидатуру, он опередил миллиардера В. Брынцалова и почти не уступил М. Горбачеву. Не менее значительна роль неоднократного олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе в успехе предвыборного блока "Единство" на думских выборах 1999 года.

Сейчас участие известных спортсменов в политической деятельности никого не удивляет, а сами спортсмены-политики вызывают одобрение значительной части электората. Так, на выборах мэра г. Киева 26 марта 2006 года неоднократный чемпион мира по боксу Виталий Кличко занял второе место, опередив даже действующего мэра города А. Омельченко.

Экспансия политики в спорт

На постсоветском пространстве к руководству спортивными федерациями, клубами, союзами начали приходить представители высшего эшелона политики. Александр Лукашенко является Президентом Национального Олимпийского Комитета Белоруссии. Кирсан Илюмжинов - Президент НОК Калмыкии и Международной шахматной федерации.

Формирование позитивного имиджа региона путем развития спорта

Степень популярности занятий спортом в том или ином регионе - одна из составляющих его имиджа. От того, какое внимание власти уделяет развитию спорта, зависят очень многие параметры развития региона, демографические, экономические, социальные и иные показатели. Поэтому регионы "соревнуются" между собой не только по количеству олимпийских медалей, но и по количеству спортивных сооружений, степени массовости спорта.

Формирование личного имиджа политиков

Под этим мы подразумеваем как позиционирование политиков рядом с известными спортсменами так и публичную поддержку различных политических сил со стороны отдельных спортсменов и спортивных команд. Спортсмены возглавляют партийные списки, смотрят на избирателей с предвыборных плакатов кандидатов, выступают на встречах с избирателями и совместных пресс-конференциях, рассказывают СМИ о своих политических симпатиях. Публичная поддержка известных и успешных спортсменов приносит политике серьезные дивиденды.

РАСШИРЕНИЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ

Как мы видим, в политической борьбе спорт используется очень часто. Однако, значит ли это, что, будучи интегрированным в политику, спорт так уж сильно страдает? Думаем, что нет. Спорт не менее заинтересован в политике, чем политика в спорте.

В XX веке, именно благодаря политическому соперничеству сверхдержав, спорт получил поддержку и финансовые возможности развития.

Очень часто мы можем наблюдать за тем, что какой-то отдельный вид спорта выходит на первый план только по той причине, что ему симпатизирует глава государства или влиятельный политик. Звездное время советского хоккея пришлось на период пребывания у власти Юрия Андропова - почитателя этого вида спорта. Самым элитарным видом спорта в России 90-х стал любимый Борисом Ельциным теннис. Именно благодаря ему теннисный турнир "Кубок Кремля" превратился в престижное спортивное соревнование, за право стать спонсором которого соревновались крупнейшие компании.

Недаром в 2004 году Президент Олимпийского Комитета России Леонид Тягачев высказал остроумную мысль, что для того, чтобы спорт в России эффективно развивался, впору за каждым видом спорта в России закрепить отдельного министра. Спорт также нуждается в политическом представительстве в органах государственной власти, в законном лоббировании своих интересов. И не только в России.

Это тенденция сейчас прослеживается во всем мире.

Показательно, что в США все большее распространение получает практика, когда спортивные федерации, клубы, а то и отдельные спортсмены совершенно открыто вносят свои пожертвования на избирательные счета. Согласно американскому избирательному законодательству, максимальная сумма пожертвований в избирательный фонд для частного лица не может превышать 2 тысячи долларов, но спортивные объединения переводят на счета политиков куда большие суммы. Так, например, во время последней Президентской кампании в США Национальная Баскетбольная ассоциация (НБА) пожертвовала политикам 111, 3 тысячи долларов.

Можно сделать предположение, что по мере того, как российский спорт будет становиться все более прибыльным, а финансирование избирательных кампаний - более прозрачным, такая практика будет появляться и в России.

Крепнущий союз политики и спорта в современном мире - это объективное явление, которое является как следствием эволюции потребностей человека и ростом популярности спорта, так и непрерывным расширением их взаимовлияния в XX веке.

Спорт превращается в важный фактор политического процесса, борьбы за политическую власть, в эффективную избирательную технологию. И, если еще несколько десятилетий назад влияние политики на спорт было односторонним, и даже в какой-то степени, потребительским, то сейчас отношения политики и спорта становятся все более взаимонаправленными и выгодными обоим участникам этого процесса.


Возврат к списку