Наши клиенты знают, что такое профессиональный PR!
МЕДИАСТИЛЬ 121353, Москва
Сколковское шоссе, д.31, корпус 2
тел.: +7 495 280 7882
e-mail: info@mediastl.ru
РАСО


ПОРТФОЛИО





НАШИ УСЛУГИ




Стратегия и тактика коммуникационных кампаний
Информационные и аналитические исследования
Управление репутацией
Медиа-коммуникации
Кризисное реагирование
Спецмероприятия и выставочная деятельность
Внутрикорпоративные коммуникации
Визуальная продукция и рекламные услуги

О НАС


Наши цели:

формирование позитивной репутации;
гармонизация общественных отношений;
рост благосостояния наших Клиентов.

О компании

Отзывы клиентов

Работа в регионах

Статьи и кейсы

Партнеры

Контакты

sect_counter


Николай Хохлов, руководитель аналитического отдела агентства «Медиастиль»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ


В последнее время в России происходит осознание необходимости восстановления утраченных или в значительной степени ослабленных в течение последнего десятилетия внешних политико-экономических связей страны, возобновление ее влияния в стратегически важных регионах мира. Как отметил Президент РФ В. Путин в выступлении на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей 12 июля 2004 года, "в целом необходимо и дальше расширять горизонты российской внешней политики, искать новые возможности для сотрудничества, но при этом не забывать о сохранении и развитии позиций там, где в прошлом нами были вложены немалые ресурсы, например, в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке, на Африканском континенте, в Латинской Америке. Нас там помнят, знают". Очевидно, что в данном случае речь идет преимущественно о развивающихся странах, с которыми СССР имел крепкие и тесные отношения сотрудничества как в политической, так и экономической областях. Как известно, после начала в России активных рыночных реформ этот сегмент мирового рынка стал рассматриваться у нас как малоэффективный. Впоследствии такая позиция доказала свою ошибочность. Однако за период фактического самоустранения России из этих стран свои позиции в них стали укреплять ее конкуренты на международной арене, в первую очередь Запад. Теперь перед Россией стоит задача восстановления своего политико-экономического влияния в развивающихся государствах. Причем для эффективного возвращения и закрепления на этом рынке российских предприятий необходима четкая кооперация между российскими экспортоориентированными компаниями и государством, нужна последовательная институциональная поддержка государством национального экспорта.

1. Советский период.

Активные экономические связи СССР с развивающимися странами складываются в 50-60-е годы ХХ века. Во многом эта тенденция определялась развитием "холодной войны" - расширение экономического сотрудничества с государствами "Третьего мира" рассматривалось советским руководством как одно из важнейших стратегических направлений в рамках противостояния с Западом. Москве была очевидна зависимость стран Запада от "Третьего мира" - здесь находились сырьевые источники промышленности Западной Европы и Америки. Контролируя "Третий мир", можно было диктовать свою волю Западу и по существу контролировать мир. В то же время поражения в "Третьем мире" не только наносили СССР болезненные моральные удары, не только лишали его дополнительных ресурсов, но и позволяли Западу ставить под угрозу границы страны. С целью борьбы с этим СССР пытался создать цепь своих опорных пунктов в регионах, жизненно важных для Запада - на Ближнем Востоке, в Южной Африке, в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.

Понятно, что одним из основных средств удержания развивающихся стран в орбите влияния СССР было развитие экономического сотрудничества с ними. В значительной степени это сотрудничество выражалось в оказании Советским Союзом экономической и технической помощи этим государствам. На поддержку экономик развивающихся стран СССР направлялись огромные средства, тысячи советских специалистов работали на возведении и налаживании работы промышленных и энергетических предприятий в этих государствах. Только ФГУП "ВО "Технопромэкспорт"" - компанией, специализирующейся на строительстве энергообъектов, начиная с 1955 года реализовано около 400 проектов в странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. К 1981 году СССР оказывал экономическую и техническую помощь 69 странам. Наибольший объем помощи приходился на Монголию (430 млн. рублей), Кубу (357 миллионов) и Болгарию (332,5 миллионов). Одним из основных направлений торгово-экономического сотрудничества с развивающимися странами были поставки советского оружия "братским режимам". В 1955-1968 гг. эти поставки составили сумму в 4,5 млрд. долларов, в 1966-1975 гг. - 9,2 миллиарда, а в 1978-1982 гг. - 35,4 миллиарда, что даже с поправкой на инфляцию доллара означает большой рост. К первой половине 80-х гг. СССР осуществлял военные поставки в 36 стран. Они составляли треть поступления оружия в страны "Третьего мира".

В ходе развития экономического сотрудничества СССР с развивающимися государствами можно выделить три основных этапа:

1. Собственно "техническое содействие", характеризующееся определяющим влиянием политического фактора и минимальным вниманием к принципу экономической целесообразности. Пример - "Дар Советского Союза албанскому народу" - ГЭС "Ульза", построенная в Албании советскими специалистами на полностью бесплатной основе.

2. Следующий этап характеризовался оказанием экономической помощи развивающимся странам преимущественно посредством их льготного кредитования. В рамках именно такого формата сотрудничества реализованы наиболее крупные совместные проекты, например, строительство Асуанского гидроэнергетического комплекса в Египте. На данном этапе политическая и экономическая составляющие сотрудничества приблизительно равноправны.

3. "Подрядный период". В 1970-е года принцип экономической целесообразности постепенно выходит на первый план, оттесняя политико-идеологические соображения. Более того, собственно "подрядный подход", согласно которому советские специалисты осуществляли строительство объекта "под ключ" по-существу вступал в противоречие с господствующей тогда в СССР идеологией, поскольку означал, что отечественные предприятия пользовались готовностью зарубежных заказчиков платить за возведение объекта для того, чтобы принести максимальную прибыль советской экономике.

Таким образом, нельзя рассматривать имевший место формат экономического сотрудничества СССР с развивающимися странами исключительно как бескорыстную помощь Москвы своим младшим партнерам, детерминированную идеологическими принципами и осуществлявшуюся в ущерб собственным интересам. Такая точка зрения верна лишь отчасти и лишь в течение первого и отчасти второго указанных нами этапов экономического сотрудничества. Помимо того, что по мере развития партнерства между СССР и развивающимися государствами оказывавшееся им содействие все больше и больше оплачивалось ими тем или иным образом, деньгами ли товарами, необходимо помнить еще один важнейший фактор. Последовательное оказание технической поддержки развивающимся странам означало обеспечение их долгосрочной "привязки" к отечественным технологиям и производителям. Понятно, что страны, армии которых вооружены боевыми системами советского производства, длительное время будут нуждаться в регулярных поставках комплектующих и запчастей к ним, модернизация этого оружия также будет осуществляться посредством контактов с его разработчиками и производителями. Другой пример - сотрудничество в энергетической сфере: ФГУП "ВО "Технопромэкспорт" регулярно производит работы по модернизации и реконструкции построенных им в более ранние годы энергообъектов, а также развитию инфраструктуры, обучению местного персонала и т.п. Таким образом, возможно, экономическое сотрудничество СССР с развивающимися странами и не обеспечивало молниеносного стопроцентного возвращения вложенных в него средств, однако оно создавало почву для долгосрочного "завязывания" этих государств на СССР, закрепления их в орбите политического и экономического влияния Москвы и резервирования за Советским Союзом будущих прибылей от этого партнерства.

2. 1990-е годы.

После распада СССР происходит резкое сворачивание контактов России со странами "Третьего мира". Причиной этого стал целый ряд факторов. Прежде всего стоит указать на перемену основного внешнеполитического вектора Москвы - основная ставка теперь делалась на развитие отношений с Западом, причем во многом в ущерб сотрудничеству с остальной частью мира. Это коснулось и торгово-экономического сотрудничества: в качестве приоритетного рынка для экспорта российских товаров стал рассматриваться западный, а рынок стран "Третьего мира" как малоперспективный. Фактическая ликвидация механизма эффективной государственной поддержки, которой в полной мере пользуются зарубежные конкуренты отечественных предприятий на международном рынке, стала одной из главнейших причин утраты российскими компаниями своих позиций в развивающихся странах. Потребовалось время, чтобы стало ясно, что надежды на расширение российской продукцией своей ниши на западном рынке оказались не слишком реалистичными.

Другим негативным фактором стал крах советской модели развития, прежде популярной во многих этих странах. В свою очередь, значительными потерями обернулось военно-техническое сотрудничество, которое играло важную роль во взаимоотношениях СССР с рядом развивающихся стран: поставки военной техники осуществлялись в кредит либо безвозмездно, на них приходиться основная часть из 150 млрд. долларов задолженности зарубежных стран перед Россией. Многие развивающиеся страны вообще не признают своих долгов. Причем нужно подчеркнуть, что долги за поставки вооружений относятся к наиболее "трудновозвращаемым" - международные организации, например, Парижский луб, Лондонский клуб, которые в целом оказывают содействие в возвращении межгосударственных задолженностей, например энергетических и иных, предпочитают не иметь дела с долгами этой категории, как "сомнительной" с моральной точки зрения.

Негативные черты имелись и в характере доставшейся России в наследство от СССР системы взаимоотношений с развивающимися странами. Так, двусторонние экономические и научно-технические связи строились в рамках межправительственных соглашений без учета интересов частного сектора. Структура российского импорта приобрела в целом сырьевую направленность. Наиболее современные формы сотрудничества (специализация, производственная кооперация и т.п.) не получили к моменту распада СССР должного развития. Сотрудничество было недостаточно увязано на практике с дальнейшим участием России в управлении построенными при советском содействии предприятий и в распределении прибыли.

Указанные факторы, связанные с отсутствием у России четкой внешнеполитической концепции и разрушением организационных структур экономических связей с развивающимися странами, имевшим тогда место неумением правительства приспособить систему государственной поддержки экспорта к новым условиям, существенное ухудшение репутации на внешнем рынке российских предприятий, переживавших тяжелые времена (плюс наложившиеся на эту ситуацию попытки некоторых бывших советских республик (Украина, Азербайджан и др.) получить "свою" долю долгов "Третьего мира") привели если не к полному прекращению экономического сотрудничества, то к заметному его подрыву уже в начале 1990-х гг. Понятно, что в условиях фактического ухода России из стран "Третьего мира", подчас сознательного, образовавшийся вакуум влияния стремительно заполнялся другими державами - западными, в первую очередь, США, или Китаем - в случае с Африкой.

Фактически единственными двумя областями, в которых сотрудничество между Россией и развивающимися странами не прервалось полностью в этот период, стала энергетика, в частности строительство отечественными специалистами энергообъектов в развивающихся государствах, а также поставки туда российских вооружений. В основном это стало возможным благодаря долгосрочному характеру реализации этих проектов - в это время продолжалось осуществление тех из них, контракты по которым были заключены в предшествующие годы. За счет этого ФГУП "ВО Технопромэкспорт" удалось в значительной степени сохранить свои связи с государствами "Третьего мира".

Подобное положение с незначительными колебаниями в ту или иную сторону сохранялось на протяжении всего последнего десятилетия XX века.

3. Сегодняшнее время.

Однако в последнее время, начиная с 1999-2000 гг., происходят существенные изменения в целом комплексе направлений политики России, в том числе во внешнеполитическом ее векторе, а буквально в последние месяцы (что, пожалуй, еще более важно) появляется и их увязка с внешнеэкономическими интересами страны. Одним из основных пунктов повестки дня Москвы становится восстановление утраченного в результате распада СССР статуса сверх-державы, возобновление утраченного влияния России в тех регионах мира, где она традиционно располагала значительным стратегическим весом, укрепление своего авторитета на международной арене в целом. Естественно, одной из главнейших составляющих этого процесса становится возрождение своего политико-экономического присутствия в "Третьем мире". Как заявил Президент РФ В.В. Путин в 2001 г., "у держав с таким геополитическим положением, как Россия, национальные интересы есть везде". Наиболее очевидным средством решения этой задачи является восстановление тесных политико-экономических связей с развивающимися государствами. Изменение внешнеполитической концепции государства находит реальное отражение в его внешнеэкономической деятельности. Уже к 2001 году только в Африке работало свыше 400 российских компаний. В Эфиопии КАМАЗом построен автосборочный завод, выпускающий полторы тысячи грузовиков в год. Налажены поставки гвинейских бокситов на российские алюминиевые заводы. Последовательно наращивает поставки военной продукции в Африку ФГУП "Оборонэкспорт". В 2001 году осуществлен экспорт оборонной продукции в такие страны "черного континента", как Ангола, Намибия, Камерун, Гвинея, Нигерия. Возобновляются и развиваются активные экономические контакты также с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

4. Перспективы экономического сотрудничества России с развивающимися странами.

Очевидно, что одним из важнейших инструментов развития национальной экономики являются расширение и структурная оптимизация экспорта. Необходимость закрепления за собой рынков сбыта своей продукции в жесткой конкурентной борьбе с ведущими мировыми компаниями означает постоянное развитие производства - как экстенсивное, выражающееся в наращивании темпов и объемов производства товаров и услуг, так и интенсивное - освоение новых технологий, разработку новых номенклатур товаров и услуг и т.п. Естественно, что прежде всего эти позитивные процессы затрагивают отрасли, в преимущественной степени представленные в структуре экспорта. Не секрет, что сейчас основная часть российского экспорта приходится на сырьевой сегмент, то есть отрасли реального сектора экономики практически лишены возможности использовать указанные ресурсы для своего развития. Из этого ясно вытекает, что необходимым условием придания нового импульса для развития производящим и, в первую очередь, высокотехнологичным отраслям отечественной экономики является диверсификация структуры российского экспорта, увод его от практически полностью сырьевого характера.

Наиболее эффективным средством обеспечения диверсификации российского экспорта является расширение торгово-экономических связей именно с развивающимися странами.

Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и многих развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. С точки зрения большинства специалистов, именно рынок развивающихся государств может стать базой для наращивания, облагораживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения его географии, так и его реального товарного наполнения. Насущные потребности развивающихся стран, многие из которых ощущают нехватку квалифицированных кадров и современных технологий, представляют для России реальную возможность стать экспортером продукции с высокой добавленной стоимостью.

Наиболее благоприятны перспективы для расширения российского экспорта в группе "новых индустриальных стран". Особенно велики потенциальные возможности для экспорта в развивающиеся страны продукции обрабатывающей промышленности России, высокотехнологичного производства и связанных с ними услуг, лицензий, научных идей для их совместного практического воплощения, энергетического оборудования. Свидетельством осознания этого руководством России и его стремления активно действовать для лоббирования интересов отечественных предприятий в этой области является тот факт, что соответствующие вопросы включаются в программу подавляющего большинства визитов и переговоров первых лиц российского государства с их иностранными коллегами. Последние примеры - визиты В.Путина в Китай, Таджикистан, Председателя Правительства М.Фрадкова в Болгарию.

Традиционным направлением экспорта России в развивающиеся страны должны остаться поставки вооружений и военной техники. Уход с этого рынка России может быть на руку только ее конкурентам на международном рынке вооружений из промышленно развитых стран.

Важную роль в наращивании российского экспорта в развивающиеся страны по всем товарным группам, но прежде всего по промышленным изделиям, должны сыграть инвестиции, направленные на создание и развитие производств, ориентированных на местные рынки, а также на экспорт в третьи страны. Важно указать и на региональную направленность российских инвестиций: в первую очередь они должны направляться в так называемые полюса экономического роста, в зоны с благоприятным инвестиционным климатом (экспортно-производственные зоны, разного рода свободные экономические зоны).

Ориентируясь на экспортную экспансию в развивающиеся страны, не следует забывать, что существуют значительные возможности для расширения импорта из них сырья, продовольствия, потребительских товаров, техники и технологии и, конечно, капитала.

Например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе сосредоточено 60 процентов мирового инвестиционного потенциала. Но доля азиатских инвестиций составляла лишь 1,5 процента во всем объеме капиталовложений в Россию.

Азиатские банкиры давно присматриваются к российским возможностям. Члены Ассоциации банков Азии проявили интерес к 20 инвестиционным проектам в России, в частности, в нефтеперерабатывающей, лесной промышленности и энергетике. При успешном ходе дел динамика наращивания капитальных вложений будет ежегодно нарастать.

Заметную роль в расширении экономических связей с развивающимися странами должно сыграть двух- и многостороннее научно-производственное сотрудничество, в процессе которого создаются материальные предпосылки для наращивания российского производства и экспорта. Такое сотрудничество предпочтительно с группой "новых индустриальных стран", стран Персидского залива, с Китаем и др.

Важным фактором в развитии экономического сотрудничества с развивающимися странами является их внешний долг СССР, унаследованный Россией, превышающий по некоторым оценкам 130 млрд. долл. Сознавая практическую невозможность возврата значительной части этого долга ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе, нужно находить подходящие компромиссы для возврата этого долга товарами, услугами, разного рода уступками со стороны развивающихся стран.

5. Задачи государства по поддержке экспорта.

Однако для эффективного использования всех указанных благоприятных факторов необходима последовательная государственная политика по поддержке отечественного экспорта. Список вопросов, затрагивающихся в ходе визитов и переговоров первых лиц российского государства с их зарубежными коллегами, свидетельствует, что руководство РФ в последнее время пришло к осознанию того, что лоббирование интересов отечественных компаний на международном рынке является одной из важнейших их задач. За рубежом это уже давно повсеместно распространенная практика. Этот факт, безусловно, должен рассматриваться как серьезный позитивный шаг в направлении поддержки российских экспортеров. Однако, очевидно, что одного лоббирования в ходе визитов на высшем уровне совершенно недостаточно. Система мер по поддержке экспортоориентированных компаний должна включать целый комплекс разноуровневых рычагов - законодательных, финансовых, фискальных и пр. Назовем лишь некоторые из этих мер. Целесообразной является интеграция нескольких предприятий в экспортные консорциумы под эгидой отраслевых ассоциаций и союзов с целью объединения своих усилий для налаживания крепких и эффективных отношений сотрудничества с зарубежными партнерами. Представляется оправданным взаимодействие экспортоориентированных предприятий с внешнеторговыми организациями в деле обеспечения объединенных представительств за рубежом, способных постоянной основе отстаивать интересы российских компаний и предоставлять соответствующую информацию потенциальным клиентам. Требуется расширение масштабов деятельности российского экспортно-импортного банка - "Росэксимбанка" - по кредитованию всех заинтересованных экспортных предприятий. Известно, что на 2005 года для кредитования экспортных операций российских предприятий банк располагает финансовыми средствами в размере 600 млн. рублей. Для сравнения: по некоторым данным, в 2002 году Экспортно-импортным банком США на поддержку соответствующей деятельности американских компаний было потрачено 13 миллиардов долларов. Несоотносимость сумм налицо.Для всего этого требуется государственная поддержка, прежде всего законодательное обеспечение соответствующей деятельности. Однако даже все вышеуказанные меры - лишь часть того комплекса действий, которые должно предпринять государство, если оно заинтересовано в развитии отечественного экспорта, а, значит, всего реального сектора экономики в целом. Требует своего решения информационная проблема: на сегодняшний день на зарубежных выставках и форумах российские предприятия комплексно практически не представлены. В лучшем случае потенциальным клиентам предлагается информация по отдельным предприятиям. В этой связи очевидна необходимость подготовки специализированных справочников по целым отраслям российской экономики, аккумулирующих в себе комплексную информацию по всем экспортоориентированным российским компаниям. (В то же время, заметим в скобках, что основной причиной отсутствия комплексной информации по целым отраслям российской экономики является именно проблемность всей отечественной системы экспорта в целом, и для решения даже этой в общем-то частной проблемы требуется структурная перестройка механизмов государственной поддержки экспорта в целом).


Возврат к списку